3

Пленэр — живописная техника изображения объектов при естественном свете в естественных условиях.

Какой диапазон использования у этого слова (действие, создание картины в этой технике; сама техника; картина, изображённая этой технике)?

Например:

1. Мы берем одну, заметь - одну чувиху и едем на пленэр. С.Довлатов "Заповедник" (выезд к изображаемому объекту и его рисование).

Не подтверждённые примеры:

1. Этот пленэр (картина) получился особенно выразительно.
  2. Благодаря отработке пленэра (техники) в студенческие годы он добился значительных успехов в живописи в целом.
3
  • 1
    search2.ruscorpora.ru/…
    – Yellow Sky
    Apr 28 '16 at 13:43
  • 5
    "Мы берем одну, заметь - одну чувиху и едем на пленэр." С.Довлатов "Заповедник"
    – Matt
    Apr 28 '16 at 14:45
  • думаю способы употребления будут такими же, как и у других жанров изобразительного искусства. в которых я не разбираюсь, поэтому примеров привести не могу. May 23 '16 at 4:50
6
+50

Корпус русского языка находит 29 текстов со словом "пленэр".

Из них в одном тексте некий "пленэр-мемориал" (текст Пелевина), и ещё в 4 имя собственное. Из 24 релевантных текстов

• в 16 - рисование на открытом воздухе (поехал на пленэр, он на пленэре и т. п.)
  • в 7 - другое мероприятие на открытом воздухе (пикник, спектакль и т. д.) или просто пребывание на открытом воздухе
  • В одном тексте 1916 года точный смысл трудно понять:

На снегу писать — все иное получается. Вон пишут на снегу силуэтами... А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых. Вон как одежда боярыни Морозовой, верхняя, черная, и рубахи в толпе. Все пленэр. Я с 1878 го­да уже пленэристом стал. «Стрельцов» тоже на воздухе писал. Все с натуры писал: и сани, и дровни.

(В любом случае, текст столетней давности вряд ли актуален.)

Ни в одном случае (кроме, может быть, последнего) пленэр не означает ни картину, ни технику.