2

Знает ли кто-нибудь слово устряпаться? Я недавно слышала его в контексте, из которого понятно, что оно значит что-то вроде испачкаться, но может быть я и ошибаюсь. И заодно интересно узнать, какое у этого глагола несовершенный вид. Неужели стряпаться? И в какой части России оно распространено?

3
  • 1
    Здесь нашла информацию с большим количеством примеров из ЖЖ.
    – petajamaja
    Jan 18, 2013 at 22:42
  • Это ведь ответ, почему вы пишите его как коменнтарий?
    – Olga
    Jan 18, 2013 at 23:40
  • Я новичок =) Перепишу завтра.
    – petajamaja
    Jan 19, 2013 at 4:46

2 Answers 2

4

Устряпать ( несовершенный вид устряпывать ) означает:

1. испачкать;
  2. перен. покрыть чем-л. в большом количестве, обильно;
  3. побить, победить, побороть кого-л., одержать верх над кем-л.
  4. Устроить что-л. ловко, успешно (толковый словарь Ефремовой).

Распространено это слово в Сибири, на Урале ( Пермь, Уфа, Свердловская обл., Челябинская обл.), в Алма-Ате, а также в Нижнем Новгороде и ряде других городов.

Устряпаться ( несовершенный вид устряпываться ):

1. испачкаться;
  2. перен. попасть в неприятное, затруднительное положение, "вляпаться";
  3. кончить стряпню; много наготовить и устать;
  4. прийти в состояние алкогольного, наркотического опьянения.

В последнем значении является частью молодежного жаргона и встречается только в Новосибирске и Омске.

Информацию нашла на форуме городские диалекты, отдельная тема о слове устряпать. Там же можно найти примеры из ЖЖ, интервью, современной художественной литературы (разумеется,все написано жителями вышеперечисленных областей).

-1

Это также может значить "напиться".

1
  • Повтор. Это значение есть в ответе Umari — прийти в состояние алкогольного, наркотического опьянения.
    – Eugene
    Jan 26, 2013 at 12:25

Your Answer

By clicking “Post Your Answer”, you agree to our terms of service and acknowledge that you have read and understand our privacy policy and code of conduct.